Литий-железо-фосфатный (LiFePO4) аккумулятор представляет собой разновидность литий-ионной АКБ с другим катодом. Он был изобретен в 1996 г. Джоном Гуденафом (Техас). LiFePO4 стоит дешевле LiCoO2, располагает меньшей токсичностью, повышенной термостойкостью. Это функциональная АКБ с большой энергетической плотностью и серьезным эксплуатационным ресурсом. Она остается работоспособной в большей части климатических зон, не нуждается в особом техобслуживании. Можно выделить такие разновидности LiFePO4:
-
для электрического велосипеда;
-
для катера;
-
для источника бесперебойного питания;
-
для производственного оснащения.
Ассортимент LiFePO4 постоянно расширяется. Изготовители регулярно выпускают новые аккумуляторы для автомобилей и бытовых устройств. В продаже можно найти аккумуляторы с повышенной емкостью, специальными защитными компонентами и датчиками.
Плюсы LiFePO4
Основные преимущества подобных АКБ заключаются в следующем:
-
Более долгий эксплуатационный период, если сравнивать со стандартами литий-ионными батареями.
-
Как и никелевые АКБ, подобные батареи отличаются стабильностью разрядного напряжения. Выходное напряжение остается близко к 3.2V при разрядке, пока заряд АКБ не исчерпывается целиком. Это позволяет легко регулировать напряжение в электроцепях, однако затрудняет контроль оставшегося электрозаряда.
-
Применение фосфатных элементов дает возможность предотвратить затраты кобальта и вред природе (кобальт, который неправильно утилизировали, серьезно ухудшает экологию).
КПД стандартного LiFePO4 доходит до 95 процентов. В таких аккумуляторах отсутствует эффект памяти, потому подавать электропитание возможно при любом показателе разряда. Число полных циклов зарядки-разрядки равняется 3.5 тыс., частичных – 8 тыс. LiFePO4 – это пожаробезопасные батареи, которые сохраняют работоспособность в обширном температурном диапазоне (от минус 20 до плюс 60 градусов). Использование таких аккумуляторов гарантирует запас хода в несколько сот километров, позволяет беспроблемно эксплуатировать технику в жестких условиях. АКБ могут продаваться в защитных кейсах, которые оборудованы нужными клеммами и датчиками.
Увеличенный ток зарядки дает возможность быстро подзаряжать оборудование. К примеру, АКБ, разряженные за ночь, возможно зарядить за небольшой временной промежуток. Впрочем, имеются у таких аккумуляторов и минусы:
-
не все зарядники могут использоваться совместно с LiFePO4;
-
сложно сформировать банк АКБ высокой емкости;
-
стоимость LiFePO4 примерно в 3 раза больше, чем у свинцово-кислотных аккумуляторных батарей.
Сфера использования LiFePO4 достаточно широка. Их можно применять в качестве источника электроэнергии для:
-
квадроциклов;
-
мотоциклов;
-
моторных лодок;
-
погрузчиков.
Есть модели, оборудованные блютуз-модулем. С его помощью можно контролировать уровень зарядки АКБ на телефоне, планшете. Также модуль позволяет проверять температурные показатели батареи, напряжение, текущую нагрузку, число пройденных циклов зарядки-разрядки. Использовать LiFePO4 можно в любых условиях, где необходима повышенная отдача тока и возможность быстрой подзарядки батареи.